Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Статьи@Typical_Writer.

08.11.2015 в 11:35

Трехактная структура произведения по а. Митте.

Итак, что же это за зверь такой: трехактная структура произведения? Термин это, как вы уже, наверное, догадались, взят из обожаемой мною книги а. Митты "Кино Между Адом и Раем". В ней а. Митта приводит интересное наблюдение, смысл которого заключается в том, что сюжет подавляющего большинства мировых литературных шедевров строится по одним и тем же принципам, которые в упрощенном виде и образуют эту самую трехактную структуру
Статьи@Typical_Writer.. В общем - то, в том нет ничего удивительного, хоть вы и можете возразить: мол, каждая книга индивидуальна! Не спорю, однако, думаю, вы не выразите сомнений в том, что в каждой истории, например, есть завязка, развитие и развязка? Индивидуальность и оригинальность будут уже в способе подачи, а вот структура во многих случаях останется одной и той же.

Теперь к сути. А. Митта в своей книге справедливо полагает, что любую драму (не пугайтесь этого термина: данные механизмы действуют везде, где есть основанный на конфликте сюжет) можно построить в три акта. У каждого акта - свои цели и задачи, зная и выполняя которые, вы без труда за пару часов придумаете отличную историю.

Вот сама структура:

1 акт.

Главными задачами первого акта являются обозначение основных действующих сил, обрисовка персонажей и места действия и зарождение конфликта. Помните, в статье про конфликт я писал о том, что конфликт должен обозначиться не позднее первой трети произведения? Именно в рамках трехактной структуры и появилось это требование. Таким образом, если использовать шахматную терминологию, то первый акт - это дебют партии. Мы обозначаем стороны: здесь главный герой, там - антагонист. Стороны начинают предпринимать действия, их интересы сталкиваются, в результате возникает конфликт. Более от первого акта ничего не требуется.

Однако в конце первого акта должен произойти резкий поворот событий, который усложнит ситуацию или направит движение сюжета в неожиданном для читателя русле. Этот переходный момент важен очень. Именно он дает старт развитию основных событий, и именно он во многом определит дальнейший интерес читателя к происходящему.
Задача первого акта: обозначение сторон, зарождение конфликта.

2 акт.

После резкого поворота, завершившего первый акт, ситуация усложняется. Противоборствующие стороны переходят к активным действиям: они создают друг другу препятствия и преодолевают их. Не забывайте, что с каждым разом препятствия все усложняются. Сначала героя запугивают, потом избивают, а уже после пытаются убить - не наоборот. Во втором акте происходит развитие конфликта. Для меня это самая интересная, но вместе с тем и самая сложная часть. У большинства авторов сюжет провисает именно в середине книги, в процессе развития сюжета. В своих последующих статьях я дам вам целый ряд полезных рецептов, как насытить второй акт повествования, как сделать его интересным. Следите за обновлениями блога.

В конце второго акта после цепочки усложнений наступает поворот, который ставит стороны конфликта на грань катастрофы. Важно! Этот поворот - момент максимального усложнения ситуации. События ставят героя перед ультиматумом - либо он победит, либо его настигнет альтернативный фактор. Этот момент в теории литературы также принято называть кульминацией.

Задача второго акта: развитие конфликта, доведение его до катастрофы.

3 акт.

Развязка, или на шахматном сленге эндшпиль. Герою грозит катастрофа; он делает свой ход, в результате которого либо побеждает, либо проигрывает. В любом случае конфликт хоть временно, но разрешается, а вот итог целиком и полностью зависит от героя - смог он переломить себя и обстоятельства, либо нет.

Вот, в общем - то, и вся структура. В ней, как видите, нет ничего сложного, но вот результаты ее использования поистине восхищают! Лично я активно использую эту структуру при написании плана произведения и уже заранее концентрирую свои творческие усилия на поворотных сценах. Ведь чем более яркие и неожиданные переходы от акта к акту, тем интереснее сюжет - и читатель попросту не успевает заскучать. Спланированный по трехактной структуре текст уже не похож на растянутую жвачку, автор точно знает, к чему идет повествование, но как только об этом начинает догадываться читатель, происходит резкий поворот. И самое интересное в этой структуре то, что она может выступать в качестве универсальной, создавать внутри себя вложенные конструкции: то есть, в рамках первого акта может существовать точно такая же структура из трех микроактов, раскрывающая какой-либо локальный конфликт. Это особенно удобно при работе с большими произведениями. Более того, воображаемые три акта вполне можно использовать при работе с отдельными сценами.

А какое событие может служить этим самым поворотом, спросите вы? В принципе, любое, но оно должно быть неожиданным (не вытекать из логики предыдущего повествования) и должно развивать, обострять конфликт. Вернемся к примеру истории со змеей, который я придумал в своей статье про конфликт. Попробуем разложить тот сюжет на три акта и выделить поворотные события.

Пример работы с трехактной структурой.

1 акт.
Две семейные пары с детьми отправляются в загородный поход на природу. Обрисовываются персонажи, обе семьи представляются нам как давние хорошие знакомые, помогающие друг другу всегда и во всем. Но на привале маленькую девочку кусает змея. Отец второго семейства пытается отогнать рептилию, но та кусает и его. Достаточно быстро удается определить, что яд змеи - смертелен, а добраться до города туристы просто не успеют.

Поворотный пункт: у укушенного мужчины при себе оказывается ампула с противоядием. Однако он не горит желанием отдавать ее пострадавшей девочке.

2 акт.
Родители девочки пытаются уговорить мужчину отдать противоядие. Тот отмалчивается, но за него вступается жена - она бросается в крик, прижимает к себе малолетнего сынишку. Женщина заявляет, что они не отдадут противоядие. Тут не выдерживает мать девочки - она уже готова броситься на оппонентку, но муж оттаскивает ее, все еще надеясь решить проблему миром. Он предлагает разделить противоядие пополам, но этот вариант отметается - в таком случае оно не поможет никому. Вновь поднимаются крики и споры, и тогда отец девочки предлагает своему другу самому принять решение, не слушая женщин (он надеется на его воспитание, приверженность нормам морали и на их крепкую многолетнюю дружбу. Подумав, укушенный мужчина заявляет, что не отдаст противоядие, и это ввергает его товарища в ярость. Обе семьи готовы уничтожить друг друга. Укушенный мужчина открывает ампулу и подносит ее ко рту.

Поворотный пункт: в этот самый момент сын выхватывает из рук отца ампулу и отдает ее другой семье.

3 акт.
Укушенный мужчина в отчаянии бросается на своего друга, противоядие падает куда-то в траву, мужчины катаются по траве, пытаясь убить друг друга голыми руками. Неожиданно откуда-то появляются двое грибников - они выходят из леса на шум драки и крики. Им совместно с женщинами и мальчиком удается разнять дерущихся. В пылу борьбы ампула разбита, но грибники говорят, что их деревня совсем недалеко - в часе ходьбы отсюда, и у них в здравпункте есть нужное противоядие - эти змеи регулярно кусают здесь кого-то из городских. Грибники доводят туристов до деревни, где те благополучно принимают противоядие.

Вот каким образом, используя трехактную систему можно буквально за полчаса сочинить приличный сюжет. Естественно, дальше нужно продумать детали, расписать характеры, но это уже отдельная история и тема для другой статьи. Автор - Admn200.