Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

К вопросу о "Йогической" диете: осознанный и гибкий подход в выборе еды.

04.05.2016 в 14:25

Нельзя ставить во главу угла строгую диету, тем более, занимаясь йогой.

Человек рождается здоровым, все болезни приходят к нему с едой (гиппократ.

Очень часто люди, начавшие заниматься хатха - йогой, через некоторое время ощущают потребность изменить свой рацион. Причиной тому могут быть и глубокие изменения в теле и сознании, которые неизбежно происходят с началом регулярной практики, и просто разговоры, ведущиеся в раздевалке после занятия
К вопросу о Йогической диете: осознанный и гибкий подход в выборе еды.. Бывает и так, что инструктор на занятии роняет фразу о пользе вегетарианства, и лишает тем самым человека душевного покоя.

Прежде всего, необходимо уяснить для себя простую вещь: никакая диета не стоит вашего душевного покоя.

В конце концов, Христос говорил, что оскверняет нас не то, что в нас входит, а то, что от нас исходит. Ешьте хоть гамбургеры, если это вас делает счастливым и веселым добряком, рядом с которым всем хорошо и легко, и просто продолжайте заниматься, а дальше - сами посмотрите.

Однако есть и другая сторона у этой медали: как гласит китайская мудрость, человек становится счастливым, когда побеждает свои слабости. Поэтому задуматься каждый раз, прежде чем съесть что-то по вашим представлениям "Нейогичное", не мешает. Возможно, передумаете.

Представления о "Йогичности" того или иного продукта или рациона не стоит, во-первых, возводить в абсолют, а во-вторых, навязывать своему телу и уму преждевременно. О своевременности и, соответственно, адекватности, того или иного подхода к диете именно для вас можно судить по … барабанная дробь! … самочувствию. Неожиданно?

Следует сразу оговориться, что о мясе животных и птиц в этой статье и речи не будет, даже не потому, что это "Нейогично", а потому, что современному человеку, доступно много другой полезной и вкусной еды, из которой можно получить все необходимое даже растущему организму.

Есть, для того чтобы быть.

Итак, почему вообще встает вопрос о какой-то специальной диете йогов?

Прежде всего, очевидно потому, что классические тексты по хатха - йоге, такие как хатха - йога прадипика и гхеранда самхита, четко предписывают йогину лакто - вегетарианскую диету. В частности, рекомендуется есть рис, ячмень, пшеницу, очищенный горошек, огурцы, мед, зелень, молоко и гхи (топленое сливочное масло), имбирь, кардамон и гвоздику. Тексты эти, кроме всего прочего, предписывают жить в отдаленном от людных мест жилище, обмазанном коровьим навозом, и практиковать, практиковать, практиковать …. Людям социально активным, тратящим много энергии в большом городе, да и любым женщинам, рожающим и растящим детей, вероятнее всего, такая диета не только принесет мало пользы, но и может нанести ущерб здоровью.

Вот мы и подошли к ключевому моменту любой "Йогической" диеты: она должна быть направлена на восстановление и поддержание здоровья человека как телесного, так и душевного.

Здоровой можно считать лишь ту диету, которая удовлетворяет пластические и энергетические потребности человека. Упрощая, человеку должно хватать питательных веществ для здорового функционирования всех систем его организма, а также энергии для того образа жизни, который он ведет.

На предписания текстов можно опираться лишь в той степени, в которой вы соблюдаете тот образ жизни и практики, который они описывают.

Услышать себя, прислушиваясь к другим.

Самым сложным для большинства людей является умение понять, каковы их реальные потребности в тот или иной момент и в тех или иных обстоятельствах. В поисках алгоритмов решения этой задачи, йогины часто обращаются к аюрведе или тибетской медицине.

И действительно, и аюрведа, и тибетская медицина способны дать человеку такие алгоритмы. Однако, увы, это требует действительно глубоких познаний в этой сфере, и, что самое главное, понимания сути терминов, используемых в этих системах знания, а также способности тонко чувствовать свое текущее состояние, чтобы все эти знания применить.

В частности, не следует впадать в заблуждение, что конституция человека, определенная им по тесту в популярной книге по аюрведе, является статической категорией и определяет его жизнь. Малополезным также оказывается на практике учение о вкусах: далеко не каждому понятно, как, например, в чесноке уживаются пять вкусов, и почему молоко является сладким. О том, как разобраться в терминах древней индийской или тибетской медицины, чтобы полученные знания были применимы в современной реальности, можно написать целую книгу и не одну. Это, разумеется, выходит за рамки данной статьи.

Сейчас мы обратимся лишь к одному понятию, которым оперирует аюрведа применительно к вопросам рационального питания, - это понятие Агни, или пищеварительного огня.

Уровень Агни определяет, говоря языком современным, эффективность пищеварения человека, то есть расщепления жиров до глицерина и жирных кислот, углеводов - до моносахаридов, белков - до аминокислот и дальнейшая их трансформация в пластические и энергетические ресурсы организма. Причем речь идет не только о переваривании пищи и всасывании питательных веществ, но и об удалении отходов.

Хороший пищеварительный огонь означает, что у человека есть умеренный и регулярный аппетит, все, что человек съедает, хорошо переваривается, а отходы хорошо удаляются. В случае если же аппетит непостоянен, либо отсутствует, либо заставляет человека есть без остановки, если после или до приема пищи ощущается дискомфорт (например, боль, тяжесть) в любой из частей желудочно-кишечного тракта, и организм либо слишком долго задерживает выведение отходов (запоры), либо наоборот выводит все часто, так толком не усвоив, речь идет о нарушении функционирования Агни.

Понять, в каком состоянии ваш пищеварительный огонь, согласитесь, не так сложно. Стоит просто внимательно за собой понаблюдать пару дней, не внося пока никаких корректив в рацион и режим питания.

Принять себя, прежде чем принимать пищу.

Принять себя - значит, полюбить, наконец. Это подразумевает заботу о себе и работу над собой, но никак не "Переламывание", путем навязывания себе новшеств, которые пока, очевидно, идут вразрез с нашим нынешним состоянием. Принять, не значит опустить руки и решить, что работа над собой не нужна, я и так хорош. Нет. Принять - значит дать себе шанс и найти способ гармонично работать над собой. Гармонично - значит, с чувством меры и пониманием для чего мы предпринимаем те или иные шаги, анализируя те ли плоды они дают.

Применительно к диете это можно выразить так: вопросы питания не должны становиться для нас ни панацеей, ни дамокловым мечом. В том случае, если мы подчиним всю свою жизнь исключительно культу правильного питания, что получится? А если будем "Жертвенно" следовать предписаниям текстов, невзирая на болезни тела и растущее внутреннее напряжение, слабость, раздражительность? Вопросы риторические.

Вернемся к агни. В случае если мы обнаруживаем те или иные расстройства пищеварительного огня, имеет смысл подумать о коррекционных процедурах: шаткармах (очистительных техниках), изменении режима питания, изменения способов приготовления пищи и употребления специй.

Шаткармы - тема отдельная и особая, поэтому на них мы сейчас не будем останавливаться. Однако не лишним будет упомянуть, что некоторые из них способны изменить даже наши вкусовые пристрастия в сторону более здоровых.

Что касается режима питания, то, пожалуй, лучшей коррекцией будет прием пищи на так называемых пиках Агни, о которых речь пойдет ниже. Немаловажным фактором в коррекции пищеварительного огня является способ приготовления пищи.

Теплая пища всегда усваивается лучше - это ощущают большинство людей не обладая никакими специальными знаниями. Как же ее лучше "Подогреть"? По данным различных источников приоритеты выстраиваются следующим образом: запечь в духовке (лучше в кожуре, если речь идет об овощах и фруктах), приготовить на пару, сварить, потушить и, наконец, - то есть, это действительно "Последнее Дело" во всех смыслах этого выражения, - пожарить. Микроволновка, по некоторым данным, разрушает естественные ферменты самого продукта, и поэтому пищу "Охлаждает", хоть осязание и говорит нам о противном.

Нормализовать Агни помогает также правильная последовательность приема пищи и сочетание продуктов. Супы не зря врачами всех традиций как начало обеда рекомендованы. Даже овощные бульоны содержат много экстрактивных веществ, стимулирующих выработку желудочного сока. Соленое, кислое и острое также "Разжигает" пищеварительный огонь, в то время как сладкая, горькая и холодная пища его "гасит", то есть попросту замедляет пищеварение.

Очень важно, чтобы еда соответствовала уровню Агни. Лишь в том случае, если даже сам по себе продукт очень хорош, однако тело не в состоянии его переварить и усвоить, он не только не принесет пользы, но, возможно, станет причиной негативных последствий.

Точность - вежливость королей.

Важно учитывать, что пища является не только источником энергии и строительного материала для обновления организма (энергетическая и пластическая функция еды в западной терминологии), но и "Горючим", поддерживающим необходимую интенсивность Агни (то, что в западной терминологии называется обменной функцией еды. Поэтому так часто мы слышим рекомендации регулярно принимать пищу с определенными интервалами и не есть на ночь.

Итак, чтобы быть "Королями" своего тела, необходимо принимать пищу на так называемых пиках Агни. Это следующие временные интервалы: 7. 30-9. 30; 12. 30-14. 30 (лучшее время для самого крупного приема пищи); 16. 00-17. 00; 18. 00-19. 30. При этом предполагается, что человек встает до 7 часов утра и даже успевает проголодаться к 7. 30.

Кто в теле хозяин?

Ненасилие по отношению к самому себе, проповедуемое нами, не следует путать с попустительством. Безусловно, есть пристрастия, с которыми следует бороться. Например, переедание, чрезмерное употребление сладкого, полуфабрикатов, Фаст - фуда, изобилующего усилителями вкуса, консервов и т. п. боремся мы с этим, потому что это лишает нас жизни, нанося ущерб здоровью и порождая леность духа. Признайтесь, каждый раз когда вы уступает своим слабостям, осознавая их, вы ведь не чувствуете себя лучше.

Еда - самая прямая связь между качествами окружающей среды и тела. Еда - лекарство, но с меньшей потенцией. При этом важно не только то, что мы едим, но и, как и когда мы это едим. В том случае, если мы едим регулярно и тщательно пережевываем еду, переедать, скорее всего, не захочется. Лишь в том случае, если мы едим каждый раз вкусно, не захочется иных вкусовых излишеств. Таким образом, если мы обходим десятой дорогой Фаст - фуд и прочую откровенно нездоровую пищу, мы просто выбрасываем ее из сферы своего внимания, а значит и жизни. С глаз долой - из сердца вон.

Здоровому духом - здоровое тело.

Резюмируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что "Психическое и Социальное Благополучие", показателем которых являются ваша способность улыбаться людям, прислушиваться к критике, успокаиваться даже после серьезных перипетий, а не срываться на ближних, являются, по мнению всемирной организации здравоохранения (воз), полноценной составляющей здоровья.

Следовательно, в стремлении вести здоровый образ жизни, и уж тем более, духовно расти, нельзя ставить во главу угла какую-то строгую диету. Тем более, занимаясь йогой. Ведь мы, помимо прочего, развиваем гибкость, а самое главное - осознанность, не так ли? Осознанный и гибкий подход - вот что стоит развивать не только относительно вопросов питания, но и, пожалуй, подавляющего большинства вопросов, которые ставит перед нами жизнь.

Юлия синявская - специалист по реабилитологии и лечебной физкультуре. Преподает хатха - йогу с 2006 года. Преподаватель обучающих курсов для инструкторов центра йоги "Прана", Москва. Сертифицированный специалист по терапии сколиоза, ароматерапии и звукотерапии.

Ещё читайте новости о рационах здорового питания http://zdorovoe-pitanie.ru-best.com/produkty/racion-zdorovogo-pitaniya