Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Какие каши ели на руси. Каша на РУСИ. Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам.

14.10.2017 в 12:51

Какие каши ели на руси. Каша на РУСИ. Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам.

В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "Каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает "дробить, тереть".
Какие каши ели на руси. Каша на РУСИ.
Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам.Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась матери земле, святым угодникам в надежде на благополучие, богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:
"Каша - Кормилица Наша".
"Русского Мужика без Каши не Накормишь".
"Без Каши Обед не в обед".
"Щи да Каша - Пища Наша".
"Борщ без Каши Вдовец, Каша без Борща - Вдова".
У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "Бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка Красна - и Каша Вкусна". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "Победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "Мирную" кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто именовали "Кашей": например, на свадьбе Александра невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "Заварить Кашу".
Каша на Руси " даже отношения между людьми"Определяла. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: "с ним Каши не Сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "Каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в Одной Каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "Каша" в этом значении.
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама любой сорняк уничтожала. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "Культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т. к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.
Полба, или двузернянка, - это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum Diciccon. Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы - засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы в, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и карачаево-черкесской республике. Здесь она называется "Зандури". Сегодня в России и американская полба продается. Она называется "Спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "Полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.
В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные. Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.
Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. о ней же и пословица: "Горе Наше - Гречневая Каша: Поел бы Такой, да нет ни Какой". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу - "Велигорку" и совсем мелкую - "смоленскую".
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в новгородской, псковской, тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "Гущеедами". Термин "Глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "Глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо - серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "Жемчужное Зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши любимым кушаньем Петра первого были. Он "Ячную Кашу Самою Спорою и Вкусною признавал".
Каша из овса (овсяная каша, Овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она своей питательностью и быстротой приготовления нравилась. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "Манна" - старославянское и восходит к греческому слову "Manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.
Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "Мучные Каши", т. е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т. п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний была.
Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. слово же "Соломат" заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.
Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т. д. на праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т. д. . именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование н

Что ели на руси 1000 лет назад. Рецепт по наследству. Какие блины ели на Руси тысячу лет назад

    Блины на Руси появились больше тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме.

    По сей день блины заслуженно считаются русским традиционным блюдом. Правда, если современник мог попробовать их в том виде, в каком они выпекались изначально, он бы не узнал вкус любимого блюда.

    Существовали и определенные правила приготовления блюда. Блины готовили исключительно на чугунной сковороде, начищенной солью – это помогало им равномерно пропекаться, дольше оставаться теплыми и не прилипать ко дну.

    Что ели на руси 1000 лет назад. Рецепт по наследству. Какие блины ели на Руси тысячу лет назад

    Вместо сливочного масла для приготовления блюда обычно использовали кусок сала, луковицу или картофелину. В тесто для блинов всегда клали дрожжи, давали опаре подойти несколько раз. После этого сковороду с заготовкой отправляли в печь. Именно по этой причине даже в настоящее время, когда блины готовятся не в духовке, а на плите, принято, не «жарить», а «печь» их.

    Что ели на руси 1000 лет назад. Рецепт по наследству. Какие блины ели на Руси тысячу лет назад

    По сей день традиционные русские блины, если они приготовлены по всем правилам, отличаются своей особой консистенцией: они мягкие, рыхлые, пористые. Такая структура помогает блинчикам быстро впитывать масло или сметану, которыми смазывают готовое блюдо, и от этого становится еще вкусней. Несмотря на то, что блины готовились по одному и тому же принципу, вкус у всех получался разный. Секретами приготовления блинов очень дорожили – первое время рецепты не записывали, а только устно передавали по наследству - от старших к младшим. Некоторые секреты все же стали известны современникам. Например, по одному из поверий, самими вкусными блины получались, если хозяйка замешивала опару для них рядом с любым водоемом – озером, речкой или даже колодцем.

    Что ели на руси 1000 лет назад. Рецепт по наследству. Какие блины ели на Руси тысячу лет назад

    Еще тысячу лет назад жители Руси предпочитали есть блины не просто так, а с добавками. Сначала были очень популярны блины с липовым медом. Известно, что именно этим угощением потчевали Александра Невского на пиру после победы в Ледовом побоище. В эпоху Ивана Грозного обычно их ели со сметаной. У самого же царя на столе всегда были блины с творогом. Когда Иван Грозный испытывал особое расположение к своему гостю, он угощал его блинами с красной и черной икрой.

    Что ели на руси 1000 лет назад. Рецепт по наследству. Какие блины ели на Руси тысячу лет назад

    При царе Алексее Михайловиче появились блины с начинкой – «с припеком». Чтобы приготовить такое блюдо, начинку не заворачивали в готовые блины, как это принято делать в настоящее время, а буквально фаршировали блин еще до выпекания. Начинку выкладывали в центр сковороды, а потом заливали ее тестом. В качестве припека использовали творог, грибы, фарш, яйца или лук с морковью. Блины всех видов очень любил и Петр I. А вот Екатерина II запретила готовить блины в домах знатных людей: императрица считала их деревенской едой, годной только для крестьян. Однако после правления императрицы традиция приготовления блинов вновь вернулась к дворянству.

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Как известно, Великий пост – это главный Пост в православии. На Руси этот Пост всегда соблюдался строго, причем держали его все – и церковные служители, и миряне от мала до велика, и крестьяне, и представители царской семьи. Правда, в те времена постное меню несколько отличалось от современного, ведь в привычном рационе наших предков присутствовали иные продукты. Чем же питались жители Руси в дни Великого поста? Обратимся к доступным историческим фактам.

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Крестьянская еда в дни Поста

Начнем с низов общества – бедных крестьян. Одно из самых известных описаний Поста в крестьянском обществе встречается у Владимира Даля, в котором к крестьянскому постному рациону он причисляет овощи (пареную репу, свеклу, морковь, картофель), солености (соленые огурцы, грибы, квашенную капусту), выпечку (пироги с капустой и грибами, репник, морковник, грибной с крупой), ягоды (клюкву с медом и мерзлую бруснику), а также орехи, изюм и пряники. Также согласно другим историческим фактам, к традиционной крестьянской пище в Великий пост можно отнести гречишные вареники, блины на воде из гречневой и пшеничной муки, кисели и квасы.

Самыми популярными постными первыми блюдами на Руси были щи, рассольники и уха. К щам обычно подавалась закуска – пироги с начинкой из каши в обычный день и с начинкой из каши вперемежку с рыбой – в постный рыбный день. Естественно, каши были также популярны и как основное блюдо. В большинстве своем популярностью пользовались гречневая и овсяная каши, а вот пшенная каша, к примеру, была в те времена редкостью. Подавали наши предки кашу с постным маслом. Также большой популярностью пользовались блюда из гороха – горох битый, тертый и цеженый, гороховый сыр (мятый горох с маслом), лапша из гороховой муки и т. д.

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Пища знати во время Поста

Как уже было сказано выше, на Руси Пост держали не только бедняки, но и богачи: сам царь подавал пример своим подданным, усердно воздерживаясь от излишеств вместе со своим народом. Так, к примеру, в первые два дня первой недели Великого поста ни патриарх, ни царь вообще не ели, и лишь на третий день, в среду, они вкушали какое-либо легкое кушанье. И, конечно же, одним отказом от пищи дело не ограничивалось: все дни Поста царь усердно молился, посещал церковные службы и совершал благие дела.

Конечно, каждый из русских государей относился к Посту несколько по-своему, кто-то усерднее, кто-то спокойнее. Чтобы получить представление о царском меню в Великий пост, можно ознакомиться с описанием стола царя Алексея Михайловича. По данным историков, этот русский государь в Пост обычно вкушал соленые и тушеные рыжики, грузди и огурцы, сырую и тушеную капусту, ягодные яства и ржаной хлеб. Такого же скромного распорядка придерживалась и вся царская семья за исключением малолетних детей, которым церковь разрешает не соблюдать Пост по согласованию с духовником, ведь умышленный вред здоровью из-за отказа от пищи – это тяжкий грех.

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Чем потчевать семью в дни Поста в наше время?

Итак, теперь вам известно, как соблюдали Великий пост наши далекие предки. Хотите, чтобы в дни Поста ваша семья тоже питалась вкусно и разнообразно? Предлагаем вашему вниманию несколько постных блюд от Лиги Кулинаров, которые помогут вам сделать свой рацион более полезным в период с 3 марта по 19 апреля 2014 года:

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Грибной суп с опятами - рецепт с фото

Я люблю грибные супы, самые вкусные получаются из лесных благородных грибов. Но зимой и весной свежих лесных грибов нет, зато встречаются замороженные опята. Именно из них мы сварим ароматный грибной суп с опятами по рецепту с фото, который я использую уже очень давно. Такой супчик очень нравится и взрослым, и деткам. Кстати, он подойдет как для постного, так и для вегетарианского питания!

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Постные галушки

Галушки - любимое блюдо из детства. Предлагаю постный рецепт галушек: галушки можно просто отварить, можно слегка обжарить, можно подать с бульоном, в котором они варились, а можно и как суп или галушки в бульоне, заправив свежей зеленью. Участвовать в конкурсе "Постные блюда".

Что ели на руси в пост. Чем питались на Руси в Великий пост?

Сколько раз ели на руси. Что ели на Руси

Хлеб да соль

Вот приехал то Илья во стольный Киев-град
А ко славному то князю на широкий двор
А и Владимир-князь он вышел из божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку.
Они сели есть да пить, да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.

Это отрывок из одной из многочисленных былин о князе Владимире и Илье Муромце, в которых очень часто упоминаются княжьи пиры и застолья. А вот о том, что ели богатыри, почти ничего не рассказывается – чаще всего это просто хлеб-соль.

Что же ели при Владимире Красное Солнышко на Руси?

Начнем с того, что князь Владимир – вполне реальный персонаж. Он управлял русским княжеством в самом конце IX и начале X в. и умер в 1051 г. Владимир Креститель, святой Владимир, Владимир Красное Солнышко, был одним из самых выдающихся людей русской истории. Памятник ему поставлен в Киеве на берегу Днепра.

Конечно, застолье во времена князя очень сильно отличалось от современного, и если бы князь попал за наш стол, то почти все современные овощи и фрукты, кроме яблок и груш, оказались бы ему незнакомы.

Главной едой князя были хлеб, каши и мясо. Но и среди наших каш есть не известные князю и его богатырям: самая наша привычная манная каша появилась гораздо позже, и появления кукурузной крупы нужно было ждать еще 600 лет, а рис был очень большой редкостью и назывался «сорочинским пшеном». А вот своего пшена было более чем достаточно. Гораздо чаще ели овсяную кашу, но совсем не такую, как сейчас. При слове «овсянка» мы сразу представляем размазню из «геркулеса», но ведь эта крупа появилась меньше 200 лет назад. А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким. И заправлял он кашу сливочным, льняным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появится тоже очень нескоро. Может быть, по большим праздникам князь ел и оливковое масло, которое привозили из-за моря, из далекой Византии, куда нужно было долго плыть по Днепру, а затем через неспокойные Азовское и Черное моря.

Особенно странная для нас картина была с овощами. Вы, конечно, знаете, что картошка появилась у нас только при Петре I. А вот при князе Владимире еще не было ни морковки, ни капусты, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце, тыкве и даже свекле, которая кажется нам одним из самых русских овощей. Да что там свекла, у князя на столе не было даже репчатого лука, который появится только в следующем столетии!

А что же тогда было? Была редька. Видимо, с тех самых пор и существует поговорка «Надоело хуже горькой редьки». Попробуй всю зиму до весны есть только редьку – действительно надоест. Только редька была не совсем такая, как сейчас. Во-первых, она была гораздо крупнее, существовали сорта с корнеплодами до 10–12 кг. Сейчас редьки такой величины остались только в Японии, они называются «дайкон» и бывают до 20 кг и больше. Такую редьку не всякий взрослый человек поднимет. Эти редьки совсем не горькие. И в Европе, и у нас, когда появились новые и более вкусные овощи, гигантские редьки просто были забыты. Они давно перестали быть основной пищей, а для салата вполне хватит и небольшого корнеплода. Не думайте, что редьку ели так же, как и мы, только в салатах. Ее варили, жарили, пекли с ней пироги. Рецепт таких пирогов мне попался в одной книге позапрошлого века. Была даже поговорка о семи блюдах из редьки: «Редька териха (тертая), редька ломтиха (ломтиками), редька с квасом, редька с маслом, редька куском, редька бруском и редька целиком».

Еда на руси. Крупы

Что ели на Руси до картошки, специалистам удалось узнать благодаря раскопкам, проведенным на территории древних поселений. В найденных учеными текстах рассказано о том, что славяне того времени употребляли исключительно растительную пищу. Они занимались земледелием и верили в пользу вегетарианства. Потому основу их рациона составляли злаковые вроде овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса. Их поджаривали, размачивали или перемалывали в муку. Из последней выпекали пресные лепешки. Позднее местные хозяйки научились делать хлеб и различные пироги. Поскольку тогда никто не знал о дрожжах, выпечку готовили из так называемого “кислого” теста. Его заводили в объемной посудине из муки и речной воды, а потом выдерживали несколько суток в тепле.

Еда на руси. Крупы

Тем, кто не знает, что ели на Руси до картофеля, будет интересно, что меню наших далеких предков состоял из большого количества рассыпчатых, крутых каш. В те далекие времена их варили преимущественно из пшена или цельного очищенного овса. Его долго запаривали печи, а потом сдабривали сливочным, конопляным или льняным маслом. Рис тогда был большой редкостью и стоил немалых денег. Готовые каши употребляли в качестве самостоятельных блюд или в виде гарниров к мясу или рыбе.