Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Во вторник, 28 ноября начинается рождественский пост.

24.11.2017 в 20:51

Как решиться на рождественский пост?


На самом деле, человеку всегда бывает трудно решиться на что-либо, что причинит ему дискомфорт, особенно если речь идет о чем-то, для его жизни качественно новом. Мы сегодня - существа очень слабые, подверженные воздействию массы каких-то негативных факторов и постоянно склонные искать каких-то утешений, среди которых и вкусная еда. Поэтому человеку, не имеющему достаточного духовного опыта, только-только приступающему к церковной жизни, очень сложно на этот шаг решиться. Можно предложить такое сравнение: вот ты собрался искупаться в реке и поначалу испытываешь нерешимость, вода кажется, как говорится, холодной и мокрой. А потом, когда уже вошел, скоро привыкаешь и даже не хочешь порой выходить. Точно так же абсолютно и в любом деле, и в отношении поста - один раз человеку надо в эту воду войти, и потом ему будет гораздо проще.

Наверное, для того, кто впервые собирается приступить к посту, можно было бы предложить некий "Опросник", чтобы разумно подходить к этому, лишь кажущемуся простым, деланию.

Почему я хочу поститься?
Отвечая на этот вопрос, нужно сказать о нескольких моментах. Во-первых, необходимо знать, что пост - это опыт отказа от того, что тебе доставляет наслаждение. Этот опыт является некой базой для всех остальных аскетических деланий человека, в сущности - для борьбы со страстями, потому что победа над страстью каждый раз требует отказа от того, что тебе хочется, будь то какие-то удовольствия, будь то гнев, ведь в гневе кричать - это тоже своего рода наслаждение. Ты отказался в малом - сможешь отказаться в большем, не отказался в малом - в большем, скорее всего, тоже не сможешь.

Во-вторых, пост - дело не только частное, это традиция и правило всей церкви целиком, поэтому, когда человек начинает поститься, он внутренне соединяется со всей церковью. Казалось бы, для чего это нужно, ведь христиане и так исповедуют единую веру, объединяются в храме для молитвы? Да, но подвиг, даже такой малый, объединяет гораздо сильнее, потому что, когда ты приносишь какую-то жертву, то всё всерьез, по-настоящему. В остальных случаях ты скорее чем-то пользуешься, а здесь - отдаешь.
Кроме того, многие люди вспоминают, что они христиане, именно тогда, когда оказываются за столом с постной пищей. И тогда приходит такая совсем вроде детская мысль: "а Ведь я не Только в Этом Должен Быть Христианином, но и во Всем Остальном", но она порой подталкивает человека пересмотреть многое в себе.
Почему я должен поститься или не должен?
Слово "Должен", с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны, когда человеку говорят: "ты должен, ты обязан", у него рождается какое-то внутреннее противление. Но дело в том, что в церкви, в христианстве как таковом, ничего невозможно понять и принять без смирения. Самая страшная болезнь современного человека - это гордость, гордыня. И когда он из послушания церкви принимает на себя иго поста - это то, что его хотя бы в малой - малой степени подводит к смирению, к доброй открытой простоте ребенка, который выполняет, что ему говорят родители. И так для человека открываются очень многие таинства духовной жизни.

Что меня ждет на этом пути?
Безусловно, человека ждет некий бунт его плоти, которая, лишившись того, к чему она привыкла, начнет доказывать, что она без этого никак не может обойтись и что это всё очень страшно и тяжело, что не надо так над собой издеваться. Этот момент надо выдержать, не сразу идти на поводу, и спустя какое-то время станет понятно, действительно ли это требование естества или собственной испорченности, которое можно проигнорировать. В случае если требование естества и человек имеет какое-то заболевание, при котором необходимо вкушение определенных видов пищи, то придется вкушать, потому что эта болезнь уже смиряет естество и чрезмерно над ним измываться не разумно. В то же время любой, даже самый тяжелобольной человек, желая поститься, сможет найти для себя определенную меру поста по силам, отказавшись, например, от каких-то особо любимых блюд без ущерба для здоровья. Ведь важнее всего, как я уже сказал, опыт отказа.
Кроме этого, человека обязательно ожидают какие-то искушения, потому что пост - это время брани, когда враг нашего спасения, диавол, будет стремиться нас, рвущихся таким образом к небу, обязательно, наоборот, приземлить. Он будет нам мешать в самых разных добрых вещах, а господь будет это попускать, так как для нас это, в свою очередь, упражнение, которое способствует нашему усовершенствованию в добродетели. Поэтому не надо бояться, а надо для себя из этого упражнения извлекать пользу. То есть пост, прежде всего, должен быть временем, которое человек проводит внимательно и смотрит: что происходит с ним, какие страсти восстают, побеждает ли он их или побеждается ими, почему - и делать выводы.

Чем себе можно помочь? Основные наши помощники - внимание, навык испытывать себя, готовность к искушениям, чтобы они не застали врасплох, и, конечно, усиленная молитва и участие в церковной жизни.
Я далек от мысли, что если человек не ходит еще в храм, то ему поститься не надо, что это совсем бесполезно. Нет, ведь иногда люди, начав поститься, постепенно входят и в церковную жизнь. Это происходит тогда, когда человек постится все-таки ради бога - не ради диеты или традиции. Как говорит святитель Феофан затворник, богу нужен как бы некий повод, чтобы нас помиловать. И пост может стать таким поводом.
А как же новый год?
В случае если говорить о чисто гастрономической составляющей, то при современном изобилии товаров, наверное, можно приготовить вполне вкусную, питательную и даже изысканную трапезу, и при этом постную. Таким образом, если соблюдение поста кем-то из членов семьи вызывает в ней конфликты, то лучше постепенно приучать близких к тому, что ты от чего-то отказываешься.

Что я в конце этого пути приобрету?
Когда человек что-то делает ради бога, ради своей души, он все-таки не должен думать, что приобретет. Сам труд - это уже приобретение. Не только потому, что отданное возвратится, и тот, кто сеет здесь, в веке будущем пожнет сторицею. Просто возможность отдавать богу что-либо - это самое огромное счастье, какое только может быть. И не надо далеко ходить за примерами: если один человек другого любит, он что-то для него делает не для того, чтобы в ответ что-то получить, а просто потому, что это для него счастье. И этому можно и нужно учиться.