Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Специфические проявления. Гостеприимство у чеченцеву гостеприимстве чеченцев много общих черт, схожих с другими кавказскими народами.

12.09.2017 в 12:52

Но на отдельных его специфически чеченских проявлениях необходимо остановиться.

За последние века в этом вопросе произошли заметные изменения, что связано, в первую очередь, с депортацией чеченцев в среднюю Азию и Казахстан. До строгой регламентированного соблюдения всех предписаний гостеприимства, в сложившихся условиях, не могло быть и речи
Специфические проявления. Гостеприимство у чеченцеву гостеприимстве чеченцев много общих черт, схожих с другими кавказскими народами.. Но так как любой из аспектов национальной этики представляет собой - самодостаточный, саморегулируемый и завершенный механизм, то изменения в одном из разделов приводят к разрушению основополагающих, сущностных его сегментов. Правда, сохраняется внешняя форма, но основа, сущность содержания, как правило, оказывается выхолощенной.

Из этого общего правила не стала исключением и чеченский институт гостеприимства. Поражает, что за последние десятилетия у чеченцев гостеприимство приобрела черты "Выгодного Вложения Капитала", для приобретения покровителей, сторонников и пр. пр. к сожалению и к большому стыду - за последние несколько десятилетий - оно еще дальше разминулось от своей основы. Почему-то стало считаться, что гость не несет никакой ответственности, никаких обязательств к дому и его членам, а также собравшимся там. Между тем, на госте лежат немало обязательств, чем на хозяине. О них необходимо помнить, а главное - знать и исполнять.

По традиции для гостя строился отдельный домик во дворе - гостевую. В горах - как и в Сибири - между отдаленными аулами строились придорожные "Гостиницы - Ночлежки = Къула", где для нескольких человек было приготовлено все необходимое для короткого времени проживания. С покорением Кавказа, особенно, в советский период, то открыто, то завуалировано власти предпринимали попытки отчуждения гор от чеченцев, что в наиболее плодотворной форме было реализовано 23 февраля 1944 года. Эта политика властей ни в царской, ни в советской, ни в демократической России - не снималась с повестки дня. И по этой причине, от этих гостевых домиков не осталось в горах и следа.

По традиции, чеченец не мог до полуночи тушить лампу. После полуночи гость обязан был зайти в гостевую комнату утолить жажду, голод и отдохнуть. Все необходимое было заранее приготовлено. Только в том случае, если гость приехал, чтобы "Хорошо" провести время, повеселиться - то стоящие на полу, снятые со стены, музыкальные инструменты оповещали его, что у хозяина что-то случилось - траур или еще что-то.
Гостю в этом случае не возбранялось выбрать другого хозяина.

Ежели путник первый раз попал в аул, то он, как правило, останавливался на "Майдане - Пхьоьг 1 а" и спрашивал там, уведомив собравшихся о себе, кто мог бы оказать ему приют. "Пхоьг 1 а" без кого-либо из односельчан оставалась редко, даже в самые ненастные ночи. Это считалось престижным. Каждый сельчанин обязан был справиться, после приглашения его в гости, у незнакомого человека о цели посещения, кого он ищет и т. п. интересно, что сегодня у чеченцев считается неприличным спрашивать о целях гостя, кого он ищет, показывать пальцем дорогу, а прямо отводят его к тому, кого он назвал.

Не станем тут описывать о полузабытых символических знаковых атрибутах, которые свидетельствовали о месте нахождения хозяина дома: краткосрочном, временном или долгосрочном его отлучении из дома. Скажем лишь, что гость подошедший к воротам и приглашенный в дом может дважды отказаться от приглашения в дом. Внимание! Только в том случае, если хозяин третий раз предлагает отведать положенные ему "рицкъа - Хлеб Соль" и, если и после этого отказывается, то хозяин считает, что выполнил свой долг и со спокойной совестью отпускает его.

Как говорят чеченцы, воспитанный человек заметен еще на подходе к дому, так как он начинает искать приспособление, чтобы очистить обувь. Это считается актом уважения к очагу, а очаг и хозяйка - одно и тоже. Кстати, обувь в доме чеченца обязательно снимают. Чеченка до сего дня редко выпускает из дому кого-либо, не промыв тщательно обувь.

Хозяина вызывали по имени или окликом, без его приглашения входить не только в дом, но и во двор - считалось делом весьма предосудительным, даже для ближайших родственников, что, к сожалению, давно утрачено. В том случае, если в доме нет никого, чтобы встретить гостей, то хозяин обязан был сам войти первым и принять от гостей верхнюю одежду и т. д., показать куда пройти, побеспокоиться об их удобном размещении. Таким образом, если же в доме есть "Молодежь", то эта обязанность она принимает на себя. В случае если в доме нет хозяина или нет вообще мужчин, то роль хозяина выполняет хозяйка, но приглашает при этом, чтобы поддержать разговор с гостями ближайшего мужниного родственника или соответствующего возрасту гостей, кого-либо из соседей.

В нормальных условиях чеченка - хозяйка выходит к гостям с младшими домочадцами, чтобы приветствовать их и дать им возможность сполоснуть руки, лицо. Один из младших, обычно девочка подносит к каждому тазик, мальчик поливает гостям на руки. По тому как дети справляются со своими обязательствами - гости выносят много для себя полезного о хозяине, хозяйке и т. п.

Определенный интерес самобытное чеченское застолье представляет. Выбор тамады, по традиции прерогатива хозяйки. Именно она вносила напитки к собравшимся и вручала поднос тому, кто должен был быть тамадой. Он, как правило, был одним из тех, кто хорошо знал эту семью и большинство из собравшихся. Таким образом, он выбирался обязательно из местных. Таким образом, если, например, собиралось "Разношерстное" общество, к примеру, из разных сел и не в населенном пункте, то тамаду выбирали из наиболее многочисленной группы. И в этом было свое рациональное зерно. С тамады и, соответственно, с группы, которую он представлял, был спрос за все, что там случалось за время их совместного пребывания. Тамада и данная группа, тем самым, брала на себя определенные обязательства по благополучному завершению застолья. Это станет понятным, если мы вспомним, что у чеченцев индивидуальное "Пространство" считалось сакральным. Всякого рода выяснение отношений, типа: "Отойдем в Сторону, Потолкаемся" были недопустимыми, а если случались, то имели непредсказуемые последствия.

Тамада - выбран. Он "Свое Место занял". Чем "Издалече" гость, то он занимает ближнее место справа от тамады. Место хозяина - у порога. Он, если и присутствует в застолье, то играет самую скромную роль. Он лишь скромный присутствующий, зато жена - в доме полновластная хозяйка. Уже одно то, что именно она выбирает тамаду - демонстрирует надуманность всего того шума, что кавказская женщина бесправна, что она полностью во власти мужа и тому подобную муть.

За последние десятилетия в городских условиях гостей приходилось часто принимать в квартирах. В сельских - условия были не лучше. Пристройка комнаты, для повзрослевших детей, приводило в "Возбуждение" милицию, прокуратуру и т. п.; открывались уголовные дела, собрания, сходы. Многочисленные свидетели привлекались. Выведывали не сокрыл ли он клад от государства и т. д. и т. п. из-за тесноты помещения пищу подавали в конец стола, оттуда передавали "Наверх"! В нормальных условиях, пища не передается и не перекладывается с места на место. Подается с правой стороны сидящего, а "Снимается" с левой стороны. Садятся, по правилам, на расстояния вытянутых рук, чтобы можно было взявшись за руки образовать круг.

Провожая гостей, первым выходит хозяин. Он, как правило, не прощается с ними у порога, а провожает на некоторое расстояние. Не поворачивается к ним спиной пока они не оглянуться трижды.

Следует отметить знаковость расположения обуви при их выходе. Сегодня исходят из предполагаемого удобства, и поэтому хозяйка или кто-то из домочадцев подает гостям обувь, повернутую к выходу. По своей знаковости в системе чеченской символики - это означало, что в этом доме он не желателен. Всякого рода байки из далекого далека о том, что три дня нельзя хозяину справиться о цели посещения его гостем - давно поросло былью!

Чеченскому традиционному застолью характерно не сколько выпито, что и сколько съедено, а насколько комфортно чувствовали себя собравшиеся и осталось ли у них желание снова собраться вместе. (С) Nohchalla. com, из лекций этнографа с - М. хасиева.

Подробнее читайте новости о здоровых питаниях для детей по ссылке http://zdorovoe-pitanie.ru-best.com/pravila-zdorovogo-pitaniya/zdorovoe-...