Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Хлеб - наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия.

25.01.2016 в 09:53

Осмысляется как дар божский и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного отношения. В быту и в обрядах иногда объединяется с солью.

Хлеб - наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия.
Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с богами, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В белорусском полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли: "Шануючы Яснаго Сонейка, Матки - Земли и Дару Божаго Хлеба".

Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и богами, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб, как бы свидетельствуя этим о своей верности богам, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, хлеб - "дар Божий", а по русскому, "стол - ладонь божья".

Архаический характер имеет представление о том, что боги наделяют хлебом человека, причем вместе с "Долей" - куском хлеба - человек получает и свою "долю", вместе с "частью" хлеба и свое "счастье". В свадебных песнях бог сам наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие боги родные. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции богов, давали жениху хлеб с солью, говоря: "Дарую Тебе Счасцем и Долею, / Хлебом и Солею, / Волами и Каровами, / Усимдобрым, што маю, / И Табе тое даю".

Буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь - "он Тебя Есть Будет" или станет гоняться за тобой на "том" свете. Внимание! Только в том случае, если во время еды крошки валятся изо рта, это предвещает скорую смерть едока. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять ее, поцеловать и съесть или бросить в огонь.
Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба - специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия множеством правил и запретов регламентировались. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы хлеб пекла "Нечистая" женщина - во время месячных, после полового акта, после родов; нельзя печь хлеб в великие праздники, иногда и в другие дни недели. Хлеб сажают в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае хлеб "Раздражается", "пугается", начинает "капризничать" и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома.
Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи вместе с другими предметами, используемыми для приготовления хлеба (дежой и хлебной лопатой), чтобы защитить посевы, обходились хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т. д.

Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни.

Хлеб широко использовался в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, везли хлеб вместе с приданым весты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений роженицам.

Хлебом кормили не только живых, но и мертвых. В полтавской губернии такой хлеб разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков: "первый хлиб - помынкы. Вин душам спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит";"пара як пиде з хлиба, то помершим". Преломление хлеба встречалось главным образом в обрядах, связанных с культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о тайной вечере; согласно пословице.

Хлеб, забытый в печи, наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.

Смотрите ещё информацию о здоровом образе жизни http://zdorovoe-pitanie.ru-best.com/pravila-zdorovogo-pitaniya/zdorovyy-...