Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

Цдака. Что такое цдака (милостыня) согласно иудаизму и как правильно давать (милостыню) цдаку?

01.06.2016 в 23:51

Цдака. Что такое цдака (милостыня) согласно иудаизму и как правильно давать (милостыню) цдаку?

Слово цдака означает "Справедливость" или "праведность", но обычно переводится как "благотворительность".

Говорят, однажды американский президент кулидж (известный своей немногословностью) вернулся с церковной службы. "-. О чем говорил священник? - спросила его жена.
- о грехе, - ответил кулидж.
- а что именно он сказал?
- он против греха".

Цдака. Что такое цдака (милостыня) согласно иудаизму и как правильно давать (милостыню) цдаку?Можно предположить, что пишущие о цдаке столкнутся с такой же трудностью, как и тот священник. Понятно, что оказать благотворительность, дать деньги на цдаку - доброе дело. Что тут еще добавить? Еврейские источники здесь гораздо более глубокий смысл обнаруживают.

Слово цдака происходит от ивритского цедвк ( "Справедливость". Совершение справедливых поступков - основное правило иудаизма. "К Правде (Цедек), к Правде Стремитесь", - говорит тора (мы дварим, 16: 20. Столетия спустя талмуд учил: "Цдака Равна Всем Другим Заповедям, Взятым Вместе" (бава батра, 96. С точки зрения иудаизма дающий деньги на цдаку поступает справедливо; не дающий - несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Известные истории самоуправляющиеся еврейские общины определяли размер цдаки так же, как теперь государство определяет размер налогов.

Тора предписывает евреям через каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (дварим, 26: 12) и дополнительный процент своего дохода - ежегодно (ваикра, 19: 9 - 10. Сотни лет спустя, после разрушения храма и отмены ежегодного сбора на нужды храмовых священников и левитов, талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки ( "Миш -нэ- Тора", законы, касающиеся даров бедным, 7: 5.

Несколько лет назад мой друг Деннис прейгер сформулировал задачу, которую не раз ставил перед тысячами студентов, евреев и неевреев, проведя своего рода социологическое исследование.

Два человека имеют одинаковые доходы и расходы. К ним обращается бедный, остро нуждающийся в пище и деньгах для своей семьи. Первый, выслушав рассказ о страданиях бедного, плачет и от доброты сердца дает ему 5 долларов. Второй тоже сочувствует, но не плачет и не хотел бы тратить свои деньги. Но поскольку религия предписывает ему отдать десятую часть дохода бедным, дает 100 долларов. Кто поступил лучше - тот, кто дал 5 долларов от чистого сердца или кто дал по велению религии 100 долларов? Оказалось, что от 70 до 90 процентов студентов считают лучшим того, кто дал 5 долларов.

Такой ответ предполагает, что в секуляризованном обществе даже благотворительность стала эгоистическим актом. Многие меньше заботятся о благе другого, чем о своих собственных чувствах. Стоило спросить тех же студентов: а вот если бы вы сами нуждались в деньгах, то что бы предпочли? И многие дали другой ответ. Я думаю, прейгер сформулировал идею правильно: "иудаизм велит вам отдавать 10 процентов своих доходов каждый год, и от всего сердца. Но если бы все зависело от ваших чувств, то в большинстве случаев ждать милосердия пришлось бы очень долго. Поэтому иудаизм предписывает - дай 10 процентов, и если твое сердце возрадуется, прекрасно. А тем временем сделано доброе дело".

Так как иудаизм считает цдаку формой налога, а не доброхотным деянием, еврейская община считает обнародование сведений о дарениях такой же нормой, как американская практика - предъявление деклараций о доходах. В обоих случаях открытость заставляет людей действовать более справедливо.

Вот некоторые характерные еврейские поучения о цдаке.

A. когда лучше быть еретиком.
"Все Творения Б - га Имеют Цель", - сказал хасидский Ребе своим последователям. "Но какова в этом случае цель ереси, отрицающей б - га? " - спросил ученик. "Ересь Полезна тем, - Ответил Ребе, - что, Если Перед Тобой Стоит Нуждающийся, Нужно Вообразить, что Б - га нет, и Этому Человеку Некому Помочь, и Спасти его Можешь Только ты".

Б. высший уровень цдаки.
"Есть восемь степеней цдаки, одна выше другой. Самая высокая. Когда помогают бедному подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы, - укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью"("Миш -нэ- тора", законы о дарах, 7: 7.

Восемь степеней цдаки.

1. когда дают скрепя сердце.

2. когда дают меньше, чем просят, но охотно;.

3. когда дают сколько просят;.

4. когда дают цдаку, не ожидая просьбы;.

5. когда нуждающийся знает, от кого получил цдаку, но дающий его не знает;.

6. когда дающий цдаку знает, кому дает, но нуждающийся не знает, от кого получил;.

7. когда нуждающийся не знает, кто ему дает, а меценат не знает, кто ее получает (обычно в таких случаях дают цдаку организации или доверенному человеку, который специально этим занимается);.

8. высший уровень, когда посредством пожертвования, ссуд или делового сотрудничества нам удается помочь человеку обеспечить себя и начать самому зарабатывать себе на жизнь;.

B. цдака.
"Цдака Может и не Спасти нас, но Сделает нас Достойными Спасения" (так профессор Реувен кимельман перефразировал слова Авраама - Иегошуа гешеля: "молитва может не спасти нас, но сделает нас достойными спасения".

Г. в традиционной еврейской жизни везде находилось место цдаке.

"Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: "Цдака Спасет от Смерти". Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности. Случается ли хорошее или дурное - мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков. Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей часто просят дать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом" (Марк зборовский и Элизабет герцог).

Цдака на иврите. ЦДАКА — ЗАПОВЕДЬ О ПОЖЕРТВОВАНИИ 

      Кому давать Цдаку прежде всего?
      Кто обязан давать Цдаку?
      Сколько именно надо дать бедному?
      Какую часть своего капитала следует отдавать для Цдаки?
      На что могут расходоваться деньги Цдаки?
      Считается ли Цдакой помощь родственникам?
      Можно ли давать Цдаку с сожалением на лице?
      Можно ли отказывать бедняку?
      Что является наивысшей ступенью Цдаки?
      Нужно ли афишировать свое пожертвование?
      В каких случаях можно обращаться за Цдакой?
      Можно ли отказаться от Цдаки?
      Когда и по каким случаям давать Цдаку?

      • О пушке – коробочках для цдаки

       

      О Цдаке

      Цдака на иврите. ЦДАКА — ЗАПОВЕДЬ О ПОЖЕРТВОВАНИИ Заповедь — Цдака (пожертвование) равноценна всем заповедям вместе взятым«, - говорит Вавилонкий талмуд, трактат «Бава Батра».
      Слово цдака происходит от ивритского цдек («справедливость»). Поделиться с нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости т.е вещь обязательная. Давая Цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.
      Основа существования еврейской общины — ощущение связанности людей друг с другом, обязанности помогать своему ближнему и возможность получать от него помощь.
      Вот что говорит о заповеди Цдаки «Кицур Шульхан Арух» — книга, в которой собраны все сведения о том, как следует поступать еврею во всех жизненных ситуациях.
      Всякий человек обязан давать милостыню, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся милостыней, должен подавать из тех денег, что ему подают. И даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богача.
      Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча — железо вонзается в нее; железо крепко — огонь плавит его; огонь силен — вода гасит его; вода могущественна — облака впитывают ее; облака могучи — ветер рассеивает их; ветер могуч — но тело может устоять против него; тело крепко— страх сокрушает его; страх силен — вино ослабляет его; вино сильно — сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего — но Цдака побеждает смерть, ибо сказано: «…добродетель (Цдака) избавляет от смерти».

      Цдака, что это такое.

      (‏ צְדָקָה ‏‎ — благотворительность) — одна изв. Обязательное дело в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению иудаизма и истинных знаний о нём и так далее. Дать нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости, то есть вещь обязательная. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.

      Вцдака — неотъемлемая часть искупления.

      Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца, „с хорошим выражением лица“, а не поневоле, с огорчением.

        Цдака на английском. Понятие цдаки

        В этой статье мы постараемся, с Б-жьей помощью, рассмотреть первоисточники заповеди о цдаке и понять ее алахические рамки. Поговорим так же об институте « Купа шель цдака» — «Кассы взаимопомощи», его значении и структуре.

        Само значение слова «цдака» в переводе с иврита означает не «благотворительность», а «справедливость». Этим подчеркивается, что подаяние не является чем-то особенным, а лишь способом восстановления справедливости. Причина разницы между ивритским и русским значением заключается в том, что с точки зрения обычной морали, мои деньги принадлежат только мне. Я никому ничего не должен, ведь зарабатываю своим трудом и умением, а следовательно, если нахожу необходимым кому-то что-то дать из личных доходов — это подарок, давать я его не обязан (т.е. если даю — то как бы сверх того, что обязан). Но, с точки зрения Торы, как это объяснил автор книги «Ховот а-Левавот» («Обязанности Сердец») р. Бахья ибн Пакуда , все деньги даются человеку Свыше, и не все они предназначены для его частного пользования. Определенное еврейским законом количество этих денег с самого начала дается еврею для того, чтобы он их потратил на заповеданные нужды, в том числе и на помощь бедным. По отношению к этим деньгам он выступает не как хозяин, а скорее как сторож, которому, к тому же, поручено их раздать. А если с самого начала ему их дали на раздачу, то справедливость состоит именно в том, чтобы не удерживать их у себя, а передать по назначению.

        Цдака заповедь. Цдака - суть и смысл

        Почему мы должны выполнять заповедь ЦДАКА

        Со времени выхода из египетского плена еврейский народ буквально «одержим» исполнением заповеди «цдака». Где бы и когда бы евреи не жили, в каждой общине можно найти огромное количество отчетов о беспроцентных ссудах и кассах взаимопомощи, рассказы о благотворительных столовых и фондах. В этих фондах накапливались средства для различных нужд. Ими могли воспользоваться вдовы и сироты, бедные невесты и многодетные матери…Не было ни одного еврея, который бы ни разу не пополнял такой фонд или не пользовался его средствами…

        В нынешнее время евреи особенно гордятся тем, что у них есть возможность ДАТЬ ЦДАКУ. Если сравнить количество благотворительных взносов, которые дают евреи, с количеством взносов от представителей других народов мира – доля евреев намного больше доли всех иных народов!

        Каждому известно значение слова «милосердный»: человек добрый, готовый всегда оказать помощь тому, кто нуждается, всем, чем может, - в том числе и деньгами. Именно поэтому мы в соответствии с еврейской традицией никогда не оказываем милосердие. Дело в том, что наше состояние нам не принадлежит – мы только храним его и пользуемся им. Наши мудрецы учат, что все деньги, которые проходят через наши руки, следует расходовать на благие цели: получение еврейского образования, приобретение кошерной еды, приданое для бедных невест и т.д.

        Каждому в мире известна фамилия Ротшильд. Основатель этой династии Меир-Аншель, когда его спрашивали о размерах состояния, показывал блокнот, в который заносил суммы, потраченные на благотворительность. «Вот мое истинное состояние!» - гордо заявлял он.

        Вот почему мы не употребляем слово «милосердие», а говорим «цдака». Точный перевод этого слова со святого языка – не «милосердие», а «справедливость». Отдавая часть денег нуждающимся, мы исполняем долг перед Б-гом и людьми.

        Правила ЦДАКИ

        1. Анонимность.

        Тот, кто нуждается в помощи, часто стыдится этого. Поэтому оказывать помощь лучше всего тайно – чтобы не смущать того, кто нуждается.

        2. Безотлагательность

        Если Вас попросили о помощи, не откладывайте дело в долгий ящик. Даже если отсрочка делается с благими намерениями, она может привести к несчастью. Недаром говорят: «Промедление смерти подобно!»

        3. Кто должен в первую очередь получать цдаку?

        Заповедь направлена на то, чтобы оказывать помощь бедным из народа Израиля. Каждый кому встретится бедный, который просит о помощи, не должен отказывать ему в цдаке. Цдака – это знак нашего происхождения от Авраама. Мы должны помнить: жизнь подобна колесу, и неизвестно, как она повернется, - может быть, дети ваши и дети детей ваших будут нуждаться в цдаке. Все имущество дано человеку Б-гом во временное владение, чтобы поступал человек по воле его.

        4. Кто обязан давать цдаку?

        Каждый человек должен выделять деньги для цдаки в зависимости от величины своего дохода. Если бедняк сам живет на цдаку, он все равно обязан выделять даже самую незначительную сумму для других бедняков, если у него достаточно средств дя выживания.

        5. Сколько следует дать бедному?

        Столько, сколько нужно для проживания.

        6. Какую часть своих доходов нужно отдавать для цдаки?

        В разные времена существовали различные подходы к этой проблеме. Ранее обычно выделяли десятую часть доходов. Более щедрые давали до одной пятой части. Следует только избегать ситуации, при которой жертвующий из-за исполнения этой заповеди превратится в нуждающегося.

        7. На что можно расходовать деньги для цдаки?

        Деньги для цдаки могут быть направлены на поддержку конкретного человека или конкретного проекта. А можно поступить так: отдать всю сумму ответственному за благотворительность, который распределит деньги по своему усмотрению. Однако, если Вы помогает кому-нибудь напрямую, то следует убедиться, что деньги будут потрачены на святые цели: исполнение заповедей, приобретение еды и т.п. Если же Вы убеждены в том, что человек не сумеет распорядиться этими деньгами правильно, то имеет смысл помогать не деньгами, а, например, покупая продукты или другие предметы первой необходимости.

        8. Можно ли отказаться от цдаки?

        Если человек нуждается в помощи по старости, по болезни или нетрудоспособности, но отказывается от помощи, он сам виноват в своем горе и совершает при этом грех гордыни. Если же человек нуждается, но не хочет принимать цдаку из желания не быть обузой, то он достоин всяческого уважения!!!

        8 ступеней цдаки. Восемь уровней цдаки

        1. Почувствовать бедственное положение бедняка. Необходимо давать цдаку с приветливым выражением лица и искренним участием в судьбе нуждающегося человека. Задача человека, дающего цдаку, - поддержать и утешить бедняка, ни в коем случае не обидев его, не унизив его человеческое достоинство. Тот, кто пренебрегает этими правилами, теряет заслугу, полагающуюся ему за исполнение заповеди, как сказано, « Если человек дает на цдаку самые дорогие подарки, которые только есть в этом мире, но делает это с сердитым выражением лица - Вс-шний не засчитывает ему исполнение заповеди! » В Талмуде есть рассказ о том, как рабби Яннай сказал человеку, прилюдно давшему бедняку цдаку, тем самым смутив и унизив его: « Лучше бы ты вообще не давал цдаку, чем дал ее, опозорив при этом человека! »

        2. Восемь уровней цдаки. Наилучшим исполнением заповеди цдаки является такое пожертвование бедняку, при получении которого он не испытывает неловкости и стеснения. Чем приятнее то чувство, которое переживает нуждающийся при получении цдаки, тем лучше исполнена заповедь. В соответствии с этим, наши мудрецы установили восемь уровней цдаки , которые приводятся нами в убывающем порядке - от самого высокого к самому низкому:

        1) Такой уровень цдаки предполагает, что бедняк получит необходимую помощь, при этом не испытывая унижения или оскорбления человеческого достоинства, и заключается в следующем: помочь неимущему человеку найти работу, дать ему дружеский подарок или ссуду, необходимую для начала собственного дела, взять его в компаньоны по бизнесу .

        2) Уровень, при котором цдака дается тайно (например, через распределителя цдаки) . Такой уровень цдаки означает, что тот, кто дает цдаку, не знает, какой бедняк получил деньги, а бедняк не знает, кто дал для него пожертвование. Этот уровень цдаки настолько высок, что наши мудрецы об этом сказали: «Тот, кто исполняет заповедь давать цдаку тайно, более велик, чем сам Моше Рабейну !»

        8 ступеней цдаки. Восемь уровней цдаки

        3) Уровень, при котором человек, давший деньги на цдаку, знает, кто получил пожертвование, но бедняк не знает, кто пожертвовал для него деньги.

        4) Уровень, при котором бедняк знает, кто дал ему цдаку, но человек, пожертвовавший деньги, не знает, кому они достались.

        5) Уровень, при котором человек по собственному желанию дает бедняку цдаку еще до того, как тот у него попросил помощь.

        6) Уровень, при котором человек дает цдаку бедняку после того, как тот его об этом попросил, но дает столько, сколько бедняку необходимо.

        7) Уровень, при котором бедняку дают цдаку меньше, чем тому необходимо, но с приятным выражением лица.

        8) И, наконец, самый низкий уровень цдаки, при котором бедняку дают цдаку с унынием, вместе с тем скрывая от него свое настроение. Если же человек, дающий цдаку, явно показывает, насколько ему нерадостно жертвовать деньги неимущему, то тем самым полностью теряет заслугу за исполнение заповеди.

        Правила цдаки. Законы Цдаки

        Отношение к цдаке у еврейского народа особое. Во все времена давать пожертвования на благо другого человека считалось величайшей радостью как для самого еврея, так и для Вс-шнего.

        Как и у всего в еврейской жизни, у цдаки тоже есть свои законы и правила:

        1. Давать цдаку . Это повелевающая заповедь Торы, адресованная каждому еврею. Согласно ей, человек должен раскрыть свое сердце и дать пожертвование беднякам в соответствии со своими возможностями. В Торе сказано: «Раскрой, раскрой руку свою для него».
        2. Количество пожертвованных денег. Этой заповедью Тора повелевает давать деньги бедным в соответствии с их нуждами «чтобы было восполнено то, чего ему не хватает», насколько это возможно.

        3. У цдаки нет ограничений. Заповедь цдаки не ограничена количеством. Пожертвование нужно всегда, пока есть нуждающиеся. Чтобы избежать ситуации, когда очень добрый человек раздаст все свои деньги и сам превратиться в бедняка, мудрецы установили, что необходимо отдавать максимум пятую часть своего дохода – масер. Однако человек волен давать столько, сколько считает нужным – д тех пор, пока это не составляет угрозу его собственному материальному благополучию.

        4. Цдака не ограничена ничем. У заповеди цдаки, в отличие от других заповедей, нет ограничений в мере и способе исполнения.

        5. Качество. Желательно, чтобы человек жертвовал на цдаку что-то из самого лучшего, что у нег есть. Мидраш говорит об этом так: «Сказал Вс-шний: Если дадите беднякам избранное – и Я дам вам избранное».

        6. Закрепление хороших черт характера. Человек должен приучить себя вникать в проблемы и нужды других людей, помогать им добрыми делами. Цдака способствует этому, потому что деньги, вещи или любая помощь, которую человек оказывает другому человеку, так или иначе заставляет его вникнуть в суть чужой беды, сопереживать ей и попытаться помочь еще больше.

        7. Богатый и бедный. Богатый, как уже говорилось, должен давать цдаку в соответствии со своим состоянием, иначе будет считаться, что он не выполнил заповедь полностью. Но даже самый бедный человек, который сам нуждается в помощи, тоже обязан исполнить эту заповедь хотя бы раз в год. Минимальная сумма, которую он может дать – треть шекеля серебра, что примерно соответствует десяти современным израильским шекелям (около 60 гривен).

        8. Долги и ссуды. Пока у человека есть какие-либо долги, он может давать небольшую цдаку, что иметь возможность рассчитаться по своим обязательствам. А вот брать ссуду, что пожертвовать эти деньги, не стоит. Такое можно делать только в том случае, если вы уверены, что сможете очень скоро погасить долг в полном объеме.

        9. Не отворачивайтесь от бедняка. Не нужно делать вид, что не замечаете человека, просящего милостыню, ил отводить взгляд. Протяните ему даже небольшую помощь. Возможно, этим вы спасете его от голода. Если у вас при себе нет денег, все равно не проходите равнодушно. Проявите участие к человеку. Возможно, после короткого разговора вы поймете, что можете помочь ему каким-то другим способом.

        10. Личная инициатива. Заповедь цдаки, выполненная по собственной инициативе, намного ценнее той, о которой вас попросили. На просьбы же о помощи человек обязан отвечать всегда. Однако вы имеет право проигнорировать письменную просьбу о предоставлении денег.

        11. Физическая помощь. Заповедь о цдаке обязывает помогать ближнему чем-угодно, не только деньгами. Это включает в себя и физическую помощь. Однако, если ваша профессия связана с каким-либо ремеслом, то вы не обязаны делать свою работу для бедняка бесплатно. Но сделайте скидку. В этом и будет заключаться цдака.

        Кстати, можно поставить дома коробочку для цдаки, и регулярно складывать туда мелкие деньги, скопившиеся в карманах. Так вы сможете выработать у себя привычку исполнения заповеди.

        Цдака это. О Цдаке

        Цдака это. О ЦдакеЗаповедь — Цдака (пожертвование) равноценна всем заповедям вместе взятым«, - говорит Вавилонкий талмуд, трактат «Бава Батра».
        Слово цдака происходит от ивритского цдек («справедливость»). Поделиться с нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости т.е вещь обязательная. Давая Цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.
        Основа существования еврейской общины — ощущение связанности людей друг с другом, обязанности помогать своему ближнему и возможность получать от него помощь.
        Вот что говорит о заповеди Цдаки «Кицур Шульхан Арух» — книга, в которой собраны все сведения о том, как следует поступать еврею во всех жизненных ситуациях.
        Всякий человек обязан давать милостыню, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся милостыней, должен подавать из тех денег, что ему подают. И даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богача.
        Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча — железо вонзается в нее; железо крепко — огонь плавит его; огонь силен — вода гасит его; вода могущественна — облака впитывают ее; облака могучи — ветер рассеивает их; ветер могуч — но тело может устоять против него; тело крепко— страх сокрушает его; страх силен — вино ослабляет его; вино сильно — сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего — но Цдака побеждает смерть, ибо сказано: «…добродетель (Цдака) избавляет от смерти».