Здоровое питание

Как правильно питаться, что бы сохранить здоровье и похудеть, новости о здоровом питании, самые здоровые рецеты

История святок. Что такое святки делать и что нужно в это время?

09.01.2018 в 19:25

Рождество христово после пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Всемилостивый господь продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название "Святки", или "святые дни". В древности святки "Святыми Вечерами назывались".


В первые века христианства церковь знала лишь один праздник - богоявление (крещение господне - второе название. В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни спасителя - рождество христово и его крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество христово перенесли на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст. ), А богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января - н. ст. Но поскольку в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Поэтому период от рождества христова до крещения господнего и назван святками - от слов "Свет, Святость".
Праздник продолжается, он не закончился 7 января в день рождества христова. 8 января - собор пресвятой богородицы. 10 января в воскресенье - день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа обручника и апостола Иакова, брата господня, сопровождавшего святое семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников - младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание рождества христова происходит только 13 января (н. ст. ) Перед обрезанием господним. Но даже и после этого рождественско - крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник крещения господня.
Потому задача всех православных - праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне - появления бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет - можно употреблять пищу животного происхождения.
Часто батюшкам задают вопрос: "как причащаться в святки, например на крещение господне, если нет поста? " Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, во всем важна мера. Пост для причастника перед литургией в святки держится только евхаристический - то есть с 0. 00 минут дня совершения божественной литургии до момента причащения святых христовых Таин ничего не естся и не пьется.
Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в уставе преподобного Саввы освященного (VI век: "Никакоже Пост, Ниже Коленопреклонения Бывают, Ниже в Церкви, Ниже в Келиях".
Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь. От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.
Господь своим рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия - посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.
В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна кронштадтского из его книги "Моя Жизнь во Христе":
"Как прискорбно видеть, что враг в праздники господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию сына божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих таин. Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.
Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, - любовь к богу и к ближнему своему. Будем славить Христа рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается. Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите! Иерей Андрей Чиженко.